В течение последних двух лет в мировой политике и культуре происходили не только значительные изменения, связанные с такими событиями, как президентские выборы в США, выход Британии из Евросоюза, всплеск сепаратизма в Европе, — но появились и новые понятия, укоренившиеся в политическом лексиконе и общественном сознании.
В прошлом, 2016 году, словом года, по версии издательства Oxford University Press, стало — post-truth (постправда). «Слово описывает обстоятельства, в которых объективные факты менее важны для формирования общественного мнения, чем обращение к эмоциям и личным убеждениям», — объяснили свой выбор составители Оксфордского словаря английского языка. Причем, когда, по прошествии времени, раскрывается настоящая правда, она становится для общественности уже неинтересной.В 2017 году составители словаря английского языка Collins Dictionary признали словом года словосочетание fake news. В этом словаре «фейковые новости» определяются как ложная, зачастую сенсационная информация, распространяемая под видом новостных сообщений. Как заявляют составители этого словаря, за последний год частота употребления этого выражения выросла на 365%. Во многом такой популярности словосочетание обязано Дональду Трампу, который часто использует его в своих речах.
Признание «словами года» неких понятий и социальных феноменов, отраженных в языке, равносильно вручению Оскара за высшие достижения в сфере информационных технологий и политических стратегий, воздействующих на массовое сознание. «Пост-правда» и «фейковые новости», практически, стали трендами массовой культуры.
А официальное признание говорит не только об их эффективности, но и об их востребованности людьми, которые давно живут в мире «фейка». Массовая культура и массовое потребление не могут быть оригинальными. И люди понимают (или чувствуют), что «оригинал», «правда» теперь уже используется как показатель и «точка отсчёта» грандиозности той или иной лжи. А «фейк» рассматривается как метафора, выражающая скрытые потребности и взгляды тех, кто в силу разных причин не может говорить о них открыто. (Так, например, стремление представить Дональнда Трампа «агентом Кремля» выражает недовольство результатами выборов в США, а Кремль — наиболее устойчивая метафора, ассоциирующаяся со злом, «империей зла». Отечественные СМИ также грешат сообщениями о том, что «Запад желает развалить Россию». — С советских времён с Западом ассоциировалась внешняя угроза, которая заставляла граждан терпеть экономические трудности социализма «во имя мира на Земле». И эта метафора, поддерживающая давний стереотип, продолжает работать.) Именно в силу универсальности метафор и символов, создающих стереотипы массового сознания, фейк и пост-правда используется практически всеми политическими и социальными силами: правящими и оппозиционными партиями, богатыми и бедными, политиками, бизнесменами, деятелями культуры.Что же конкретно входит в понятие «фейковых новостей», за которыми, с некоторым опозданием, следует досадная и уже слабо вдохновляющая «пост-правда»? — Прежде всего, надо отличать фейковые новости, использующиеся в рекламе и пиаре (реклама товаров и услуг, продвижение имиджа персон и бренда предприятий, организаций, торговых марок), и fake news как средство политической борьбы и пропаганды определённых взглядов. К фейковым новостям первого типа относится черный пиар, навязчивая реклама, недобросовестная реклама, рекламные баннеры для заражения компьютеров. По оценке Google, «навязчивая, скрытая и просто ложная реклама встречается гораздо чаще „настоящих“ фейковых новостей. Каждый месяц на каждые 4 000 проштрафившихся сайтов лишь в одной в категории — „реклама сомнительных товаров для похудения“, — приходится 250 сайтов, наказанных за маскировку под разнообразные новости». Эта сторона фейковых новостей относится к сфере экономической конкуренции.
Фейковые новости становятся политически значимыми, когда в политической борьбе активно задействуются социальные сети, когда предвыборная повестка дня или внешнеполитическая стратегия государства распространяется не только посредством классических медиа-ресурсов (газет и телевидения), но и через реальные и подставные аккаунты в сети. Причем объём и частота такого информационного потока значительно превышает возможности классических СМИ.
Более того, фейковые новости не получили бы своего особого положения в журналистских дискурсах и учебниках по политологии, если бы не обнаружили разрушение «монополии на новости сверху», от традиционно проверенных (в том числе — официальных) источников. Люди, привыкшие к вертикальному распространению новостей: от известных источников до потребителей, — не были готовы к обратному варианту, когда новость из частного аккаунта тиражируется — зачастую без должной проверки — известными СМИ. При этом создается эффект суггестии (внушения), когда одна и та же ложь, транслируемая разными источниками, передается от пользователя к пользователю, удостоверяя себя на этом пути. Непосредственная вера фейковым новостям возникает ещё и потому, что интернет считается свободным информационным пространством, не связанным ни международной, ни — по большому счёту — национальной цензурой. Эти факторы, определяющие свободу коммуникации, способствуют тому, чтобы пользователи верили, а ньюсмейкеры манипулировали.
Кто виноват? И что делать?
Конечно, ни о какой тотальной цензуре интернета и СМИ речи не идёт. Но идея ответственности за новостной контент стала основным требованием, предъявляемым и частными лицами и государствами, находящимися в состоянии информационной войны.
Борьбой с фейковыми новостями, порочащими государство, занимаются, как правило, структуры МИДа. Так, например, на сайте МИДа РФ в разделе «Пресс-служба/Опровержения» можно найти раздел «Примеры публикаций, тиражирующих недостоверную информацию о России». Эти действия со стороны РФ были предприняты в ответ на провокационную кампанию, вызванную отчетами Госдепартамента США Конгрессу в рамках исполнения закона об антироссийских санкциях. Они содержали информацию о якобы имевшем место вмешательстве в выборы в США с помощью СМИ и Интернет-ресурсов.
Также требования борьбы с фейковым контентом были предъявлены к Facebook, Goggle, Twitter и другим крупным социальным сетям и новостным платформам.
Для блокировки сомнительных новостей, прежде всего, используются технологии факт-чекинга. Это — проверки фактов через дополнительный редакционный отдел контроля по жалобам читателей. Facebook наняла четыре компании Snopes, Politifact, ABC News и FactCheck.org, которые вручную проверяют достоверность новостей, появляющихся в ленте. При подозрительности контента пользователи будут видеть предупреждение об этом с вопросом, хотят ли они делать перепост.
Кроме того, Facebook подвергся критике и за так называемые «информационные пузыри». Это — следствие алгоритмов FB, благодаря которым структурируется лента, и пользователи видят только тот контент, который уже согласовывается с их убеждениями. Это, на самом деле серьёзная проблема, т.к. зафиксировав один раз какое-либо ваше мнение, система затем продолжит подбрасывать вам подтверждающую его информацию. В результате критики, «алгоритм фейсбука скорректировали, чтобы в ленте стало отображаться еще больше постов от друзей и родственников — в ущерб информации от других каналов в том числе и медиа».
Сайт Wikipedia, информацию на котором эксперты не относят к достоверным источникам, запустил проект WikiTribune, который ставит своей целью разоблачение фейковых новостей в интернете.
Распространение фейковых новостей имеет и явный криминальный характер. «В июне 2017 года компания Trend Micro опубликовала исследование, в котором указывает, что распространение поддельных (фейковых) новостей превратилось в услугу, которую охотно оказывают киберпреступники. Оформился целый рынок, где существуют более-менее стандартные расценки на осуществление кампаний по информационному манипулированию. Например, обеспечить информационную кампанию по возбуждению уличных протестов стоит $ 200 тыс. Дискредитация избыточно проницательного журналиста обойдётся в $ 55 тыс. Создание „из ничего“ фальшивой знаменитости с 300 тысячами последователей в социальных сетях стоит $ 2600. Дороже всего будет стоить годовая кампания, нацеленная на манипулирование результатами политических выборов, — $ 400 тыс.». Авторы исследования советуют пользователям внимательно относиться ко всей информации, даже из серьёзных и уважаемых источников.
Что касается рекомендаций пользователям, то Facebook в мае этого года на правах рекламы разместил в крупных британских газетах The Guardian, The Daily Telegraph и The Times список советов по выявлению фейковых новостей. Они таковы:
— относитесь к заголовкам со скепсисом;
— внимательно смотрите на URL;
— ищите первоисточник;
— обращайте внимание на необычное форматирование;
— обратите внимание на фотографии;
— проверяйте даты;
— проверяйте доказательства;
— ищите другие сообщения по теме;
— не шутка ли эта история?
— некоторые фейковые заметки — сознательная сатира.
Однако, всегда ли люди готовы проверять то, что им предлагают в качестве новостей или иной интересной и полезной информации?
Группы учёных, исследующих феномен фейковых новостей и пост-правды в американских и британских университетах, предлагают разные способы решения этой проблемы, которые, в общем, можно свести к разработке и предоставлению пользователям ресурсов, позволяющих производить самостоятельную проверку фактов. Но и в этом случае они отмечают глубокий скептицизм населения по отношению к официальным источникам, которые будут содержаться в этих ресурсах. В целом, исследователи приходят к неутешительному выводу. «Люди не готовы поразмыслить над фактами, которые противоречат их точке зрения», — утверждает Виктория Рубин, директор исследовательской лаборатории в области лингвистики и информационных технологий Западного университета в канадской провинции Онтарио. Вместе со своими коллегами она с 2015 года работает над выявлением в интернете поддельных новостей. Уилл Мой, директор независимой британской организации Full Fact, которая занимается проверкой фактов, согласен с этой точкой зрения. По его словам, впадая в ленивый цинизм по поводу того, что нам говорят, мы позволяем тем, кто нам лжет, уйти от ответственности за эту ложь.»
Известная всем «зона комфорта» и привычка подводить новую информацию под уже имеющиеся стереотипы работает как раз в пользу создателей фейковых новостей. Подсознательно находя подтверждения своим догадкам, привычкам, политическим убеждениям, люди уже не склонны размышлять над их истинностью. В этот момент их уверенность в себе возрастает, самооценка повышается, и каждый, скорее, испытывает удовлетворение от результата самоидентификации, чем сомнение в этом. — На этом свойстве человеческой психики основывается эффект «пост-правды». Правда, появляясь «пост…», после первоначальной эйфории от новости, уже не вызывает того эмоционального отклика, который возникал в ответ на фейковую информацию. Напротив, появляется досада на себя и — главное — на тех, кто открыл правду и покусился на устойчивость личного мировоззрения. Люди с трудом допускают мысль, что неправильными могут оказаться их базовые убеждения.
Подводя итог, можно сказать, что наиболее эффективной борьбой с фейковыми новостями, а значит, и с пост-правдой, будут только совместные усилия всех заинтересованных сторон: государств, представителей IT-компаний, общественных и журналистских организаций. Но главной заинтересованной стороной должны выступать сами люди — главные потребители информации и главные пострадавшие.
Елена Стецко, EADaily
Свежие комментарии