В последние дни Россия резко сократила объемы транзита газа в Европу через территорию Белоруссии и Польши, а сутки назад и вовсе остановила прокачку по трубопроводу «Ямал – Европа». Контракт на транзит «голубого топлива», заключенный еще в советский период, истек 16 мая. Варшава изъявляла готовность к продолжению поставок через свою территорию, но уже по европейским правилам через систему аукционов, однако «Газпром» пока не спешит этого делать.
О чем же может свидетельствовать изменение подходов отечественного монополиста к сотрудничеству с белорусскими и польскими партнерами?
Речь идет о газопроводе «Ямал – Европа», введенном в строй еще в 1999 году. Его мощность составляет 33 миллиарда кубометров в год. Участок, проходящий через территорию Польши, был построен на советские деньги, половина акций трубопровода была передана Варшаве. Из-за этого транзитные платежи оказались невысокими, что все последующие годы вызывало неудовольствие польского руководства, которое грозилось само отказаться от закупок российского газа. В качестве альтернативы был выбран СПГ, на поставки которого страна заключила долгосрочные контракты с США и Великобританией.
И вот Варшава добилась желаемого, но «Газпром» не спешит переходить на европейские правила работы. Бронирование трубы на польском участке день ото дня снижается: в минувшую субботу оно составляло 33% от ее мощности, в воскресенье – 10%, а день назад – и вовсе 3,8%. О чем же это может говорить?
Во-первых, налицо явный переизбыток газотранспортных мощностей. Потребление углеводородов во всем мире и в Европе, в частности, резко снизилось. В прежних объемах «голубое топливо» сейчас не нужно.
То есть, чтобы не попадать на деньги, монополисту придется задействовать украинскую ГТС согласно условиям соглашения с Киевом. Кроме того, Германия позаботилась о своей энергобезопасности, выведя «Северный поток» из-под действия директивы Третьего энергопакета ЕС на ближайшие 20 лет. Плюс к этому в Кремле обещают любой ценой достроить «Северный поток-2», на подходе вторая нитка «Турецкого потока». При таком раскладе польское направление начинает выполнять роль «балансирующего маршрута».
Во-вторых, фактический отказ от транзита и неспешность в переходе на систему аукционов вполне можно счесть элементом давления Москвы на Варшаву. Напомним, это польское руководство наиболее активно выступает против строительства «Северного потока-2», и с его подачи ограничена на 50% мощность ответвления «Северного потока-1» Opal.
В-третьих, при желании возможно усмотреть некоторое давление и на Минск. Президент Лукашенко не спешит с выполнением обязательств по интеграции в рамках Союзного государства. Более того, Александр Григорьевич демонстративно развивает собственную ракетную программу, выбрав в качестве партнеров далекий Китай и откровенно враждебную России Украину, о чем мы подробно рассказывали ранее. Этим летом в Беларуси должны пройти очередные президентские выборы, и возможность прекращения транзита можно расценить как «привет» из Кремля. Белорусская «дочка» нашего монополиста является крупнейшим налогоплательщиком и работодателем в союзной стране.
Наконец, снижение объемов поставок может понудить европейцев начать активно использовать накопленные ранее запасы в своих ПХГ. В перспективе это может привести к росту спроса, но для этого понадобится значительное время.
Автор: Сергей Маржецкий
Свежие комментарии