На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • александра счастливая
    Все это поверхностный взгляд ,идет война уже не за власть ,и не за кусочки суши ,идет война за наши души ..антифа Рок...Рокфеллеры и Ротш...
  • александра счастливая
    Да ,инфо явно не от антифа Рокфеллеров ,вся правда на моей стр .конспиролога -эсхатолога Населевец Белых Елена однокл...Рокфеллеры и Ротш...

Власть Украины в топливной луже

В такую огромную лужу украинские власти не садились давно. С пятницы 6 сентября цена на дизельное топливо (ДТ) стала неумолимо ползти вверх, добавив за четыре дня 2,5 грн (+12%) и достигнув уровня 23,48 грн в мелкооптовом сегменте. Такое случалось и ранее, украинский рынок нефтепродуктов не отличается стабильностью, но этот кризис примечателен тем, что от начала и до конца имеет рукотворный характер. Корнем проблемы трейдеры называют простои на железной дороге, но на самом деле всё началось 18 июля, с поста в Facebook представителя президента Владимира Зеленского в Кабмине Андрея Геруса.

Логистический паралич

Первыми бить в набат принялись сами участники рынка. 6 сентября состоялось заседание оперативного штаба Министерства инфраструктуры Украины, где трейдеры обсуждали с чиновниками проблемы с поставками топлива на украинские нефтебазы. Поводом для встречи стал образовавшийся дефицит нефтепродуктов, который вызван параличом ряда ключевых железнодорожных узлов. В частности, простои на станции Дарница достигают 20 дней, а «состав Кременчуг-Киев вместо 7 дней идёт 20-30 дней, не говоря уже о других отправителях, той же Белоруссии»,  –подчеркнул один из участников заседания, имея в виду сложную ситуацию на станции Коростень.

Де-факто ни «Укрзализныця» (УЗ), ни таможня банально не справляются с увеличившимся железнодорожным потоком топливных цистерн, наполненных как иностранным (импорт на ключевых приграничных ж/д станциях), так и  отечественным ресурсом (Кременчугский НПЗ). В итоге образовался дефицит на нефтебазах, из-за чего некоторые АЗС были вынуждены простаивать без топлива. Анонимные жалобы на участившиеся простои цистерн начали поступать от трейдеров ещё в середине августа, а к концу месяца пошли сбои с отгрузкой импортного ресурса.

«Как нам объяснили в Гомеле, УЗ сорвала сроки по возврату цистерн: подвижной состав застрял на территории Украины и грузить особо не во что», – заявил один из украинских импортёров. Оказывается, все ресурсы Киев бросил на вывоз дизтоплива из Мозырского НПЗ. За первые две декады августа поставки ДТ через станцию Коростень (прямая ж/д ветка с Мозыря) выросли на 12% (до 65 тыс. тонн) в сравнении с аналогичным периодом июля (58 тыс. тонн) и почти на 70% по сравнению с 1-20 июня (38 тыс. тонн). «Последнюю неделю Коростень разрывают – нагрузка резко увеличилась, справиться с ней не могут ни железнодорожники, ни таможенники. Один из последних случаев: топливо было продано ещё 21 числа, а уехало из Коростеня только ночью 27-го», – жаловался один из участников рынка в конце августа.

Вскоре дефицит ресурса стал ощущаться на нефтебазах, а затем и на АЗС, по цепочке поползли вверх и цены. Основной удар пришёлся на север и центр Украины, в особенности на столичный регион. На юге дефицита не наблюдалось, и нефтепродукты дорожали не так быстро. Хотя если бы не НБУ, всё могло пойти по куда более жёсткому сценарию: укрепляя гривну (самый высокий курс за последние 3 года), регулятор толкает вниз цены на импортные энергоресурсы.

«Перемога», плавно перетекающая в «зраду»

Списать случившееся на головотяпство таможни и УЗ – это слишком поверхностный вердикт. Почему вообще Украине понадобилось так резко увеличить завоз ДТ как из внешних источников, так и из внутренних? Ведь сложности возникают только с дополнительными объёмами. Зачем они понадобились, ведь потребление нефтепродуктов не выросло? И почему парализовало не все, а только часть ж/д станций и дефицит затронул не всю страну, а отдельные регионы.

Разгадка проста. Корень нынешних проблем с дизелем был заложен 17 июля, когда Киев ввёл спецпошлины на импорт российского сжиженного газа (1,75% с 1 августа и 3% с 1 октября), а также дизтоплива трубопроводным транспортом (3,75% с 1 августа и 4% с 1 октября). Буквально на следующий день, обосновывая необходимость такого серьёзного шага в своём посте в Facebook, представитель президента в Кабмине говорил, что все риски просчитаны. «Повышать цены у одного отдельного импортёра возможности не будет, потому сразу будет идти конкурентное замещение ресурса из альтернативных источников: Беларусь, страны ЕС (Литва, Польша), поставки морем и тому подобное», – рассуждал тогда А. Герус.

«Такое решение – это что-то вроде windfall tax (налог на сверхприбыль)», – подчеркнул он, а потому российские компании никуда не денутся и будут послушно отстёгивать в украинский бюджет дополнительные 2 млрд грн в год. Дальше он решил выступить в роли Робин Гуда и предложил потратить эти деньги на увеличение субсидий малообеспеченным слоям населения. Итак, зафиксируем: дефицита не будет, на рынке «есть основания для ещё некоторого снижения розничных цен», а москалям поневоле придётся поддерживать украинское ЖКХ.

7 августа во время совместного брифинга с бывшим министром инфраструктуры Владимиром Омеляном он повторил те же тезисы, отметив особую роль в альтернативных поставках ж/д станции Коростень. Сам министр тогда безапелляционно заявил, что «УЗ имеет возможность обеспечить необходимое количество тягового и подвижного состава для перевозки нефтепродуктов». А представитель В. Зеленского зачем-то признался, что через Белоруссию идёт тот же российский ресурс, «из трубы дизтопливо перегружается в цистерны и отправляется на Украину». Правда, не совсем понятно, зачем тогда вообще было затевать весь это цирк со спецпошлинами? Чтобы опустошить собственную трубу и перенапрячь УЗ?

25 августа, когда проблемы с отгрузкой на внутреннем рынке уже явно начали ощущаться, А. Герус написал ещё один замечательный пост в Facebook, где пустился в пространные рассуждения об энергонезависимости и опасности поставок ДТ из России, которые за последние три года выросли в три раза. Кстати, на фоне целенаправленного уничтожения отечественной нефтепереработки путём лишения её российского сырья это совсем не удивительно. Затем он вспомнил о спецпошлинах и отдельно поблагодарил В. Омеляна за «комплекс мероприятий по наполнению рынка ресурсом из альтернативных источников, решение вопросов логистики и инфраструктуры».

В качестве подтверждения «перемоги» он привёл данные статистики, согласно которым доля РФ на отечественном рынке нефтепродуктов снизилась вдвое, зато доля Белоруссии и Литвы выросла. То есть российские компании отказались поставлять дизель по трубопроводу, и собрать с них 2 млрд не получится. Хотя налог на москаля и провалился, зато «никакого дефицита нет, более того, на этой неделе цены дизтоплива снизились еще на 20-80 коп./л. Это свидетельствует, что решение было продумано, введено правильно, своевременно и эффективно имплементировано», торжествовал А. Герус, которому, видимо, просто не объяснили, что фундаментальные сдвиги докатываются до розничного рынка с определённым временным лагом.

Далее он поблагодарил «президента, правительство, руководителей ОП за соответствующие действия и решения». И подчеркнул, что «такими шагами [мы] и [дальше] будем укреплять нашу независимость». Кстати, по статистике, за январь-август 2019 года Украина увеличила импорт нефтепродуктов на 11,1% (до 5 млн 381,621 тыс. тонн). Вот как, оказывается, выглядит энергонезависимость.

Буквально через пару дней в прессу стали просачиваться анонимные сообщения от участников рынка, что ж/д инфраструктура буквально трещит по швам, а на таможне и узловых станциях и вовсе наступил логистический паралич. Через две недели дефицит на нефтебазах обсуждали уже в профильном министерстве, где трейдеры наверняка повторили свои просьбы увеличить персонал таможни на посту в Коростене, чтобы ускорить процесс оформления грузов, и решить вопрос с отсутствием тяги и персонала для формирования локомотивных бригад в УЗ. На что получили обещания «принять оперативные меры» и «доложить о ситуации высшему руководству». С этого дня (с 6 сентября) цены на ДТ стали расти на 75 коп. ежедневно!

Что дальше?

Сейчас пустой нефтепродуктопровод пробуют наполнить белорусским дизелем. 10 сентября началась тестовая прокачка пробной партии в 10 тыс. тонн из Мозыря в Новоград-Волынский. Вариант логичный, но возникает вопрос, почему он опробуется только спустя два месяца после решения о спецпошлинах? Неужели Киев всерьёз рассчитывал, что российские нефтяники будут спокойно наблюдать, как их бессовестно доят?

Но есть немалый риск, что это только начало кризиса. В октябре Мозырский НПЗ становится на плановый ремонт и откуда теперь будут тянуть дизельное топливо? Правда, у А. Геруса на этот счёт есть очередная гениальная идея. «Нам необходимо дизельное топливо и сжиженный газ. Продавайте, мы будем покупать!» – заявил он азербайджанской прессе. То есть  следующими в очереди на коллапс стоят порты и южные ж/д станции. Ну не отменять же спецпошлины, в самом деле…

Николай Коринь, «Одна Родина»

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх