РАО «Газпром» обнародовал данные, которые в определенной мере можно считать сенсационными. Оказывается, российскому газовому гиганту на протяжении апреля-мая нынешнего года удалось выйти на объемы поставок «голубого топлива» в Европу, аналогичные рекордному прошлогоднему уровню. Несмотря на стоящую за окном летнюю жару, страны Старого Света лихорадочно закачивают топливо в подземные хранилища. Экономические аналитики среди факторов, вызывающих эту активность называют такие, как сезонное снижение цены на газ и некоторое удешевление нефти, однако, главная причина, скорее всего в другом. В чем именно? Давайте разберемся.
Украина без транзита – Европа смирилась?
Все дело в том, что в европейских ПГХ и так уже находится небывалый объем газа – 66 с половиной миллиардов кубометров. Это, кстати, вполовину больше, чем было закачано туда в аналогичный период прошлого года. Более того – к сентябрю-октябрю их планируют заполнить «под завязку», опять-таки, полученным от «Газпрома» топливом. Все это похоже уже не на попытку сэкономить на «сезонных скидках» или просто следовать народной мудрости насчет подготовки саней летом, а на выполнение четкого плана действий, направленных на то, чтобы обезопасить Европу от весьма серьезных проблем. Каких конкретно? Речь, наверняка о более, чем возможном прекращении буквально с первых дней 2020 года транзита «голубого топлива» через Украину, вероятность какового сегодня вплотную приблизилась к 99.9%.
В случае вступления в нынешнем году в строй «Северного потока-2» – несмотря на все препятствия, чинимые его завершению со стороны Вашингтона, вопрос будет решен, практически, однозначно.
Да, дефицит может возникнуть – где-то примерно в 5 миллиардов кубометров. Вот именно для его перекрытия «Газпром» сегодня и гонит топливо в Европу рекордными объемами – исключительно чтобы не дать тамошним потребителям даже малейших оснований усомниться в надежности нашей страны, как поставщика энергоносителей. В самой же Европе, похоже, окончательно смирились с тем, что Москва не будет потворствовать непомерным амбициям Киева и идти на неприемлемые для себя соглашения. Не дать европейцам замерзнуть? Пожалуйста! Но не в ущерб стратегическим интересам нашей страны и не к радости Украины. Надо сказать, что в данном случае в Киеве сильно переоценили «дружеские чувства» и симпатии, якобы питаемые в ЕС в отношении «нэзалэжной» и очень недооценили тамошний прагматизм. Столкнувшись с непоколебимой позицией России, европейцы, фактически, встали перед выбором – остаться без газа, поддерживая Украину до конца, или плюнув на ее «хотелки», озаботиться теплом в собственных домах. Принятое в результате решение более, чем очевидно.
Примирение невозможно?
В принципе, Москва и Киев могли бы договориться о сохранении транзита. Наша страна уже заявила о своей готовности не только продолжить сотрудничество, но даже и осуществлять прямые поставки энергоносителей на Украину, да еще и сделать скидку в 25% на «голубое топливо» для нее. Однако, все эти более, чем щедрые предложения вдребезги разбиваются об упертое нежелание украинской стороны вести диалог в плоскости имеющихся реалий, а не собственных запредельных аппетитов. Киев генерирует и озвучивает (как правило, устами исполнительного директора НАК «Нафтогаз» Юрия Витренко) идеи, одна нелепее и неприемлемей другой. То это предложения продолжить работу по каким-то «европейским правилам», причем таким, какими их видят на Украине. А восприятие понятия «европейский» там более, чем своеобразное… То предложения «заключать своповые договоры», рассчитанное, очевидно на тех, кто вообще не смыслит в экономике даже азов… То еще что-нибудь, столь же экстравагантное и неудобоваримое.
О каких «европейских условиях» сотрудничества с «нэзалэжной» вообще может идти речь, если учесть, что там не соблюдается основной принцип так называемого «третьего энергетического пакета ЕС» в соответствии с которым в стране не могут находиться в одних руках добыча газа, его транспортировка и продажа. Без процедуры андбалдинга – разделения своих соответствующих подразделений «по интересам» и создания на их базе независимых компаний, НАК «Нафтогаз» не имеет даже права заикаться ни о чем подобном. В Киеве же на сей счет ведутся только пустые разговоры. Выдвигая все новые «альтернативные варианты» для продолжения транзита и спасения собственной ГТС, там наотрез отказываются даже обсуждать основное условие «Газпрома»: отказ от надуманных претензий, вылившихся в многомиллионные иски, решения по которым в Москве считают несправедливыми, «дискриминационными» и явно несущими в себе политическую подоплеку. Соответственно – выполнять их российская сторона не собирается.
Да и вообще – как и о чем можно договариваться с «государством», в процессе затеянного им же «газовой войны» с нашей страной, по сути дела, выполняющим команды, поступающие из Вашингтона, пусть и в ущерб национальным интересам. Ведь главное во всей той бурной деятельности, которую развивают на этом направлении представители Киева – даже не так сохранение собственного транзита, как максимальное препятствование возведению газопровода «Северный поток-2». Соединенные Штаты при этом, естественно, преследуют собственные цели – вытеснение России с газового рынка Европы и последующий полный и монопольный его захват. Украина же, покорно плетясь в хвосте эгоистичной и агрессивной экономической политики США, чем дальше, тем больше отрезает для себя все пути к нормальному решению вопроса.
В отличие от европейских, ПГХ «нэзалэжной» заполнены сегодня на 40%. До начала отопительного сезона туда необходимо закачать еще, как минимум 3 миллиарда кубометров газа. Более того – в случае отключения Киева от российской «трубы», в ГТС Украины для поддержания ее в рабочем состоянии необходимо будет закачать еще 4 миллиарда кубометров газа. Вот только вряд ли это произойдет. Сегодня поступление «голубого топлива» в украинские хранилища осуществляется в размерах примерно 50 миллионов кубометров в день – при необходимом объеме в 200 миллионов кубов ежедневно. Причина проста и банальна – отсутствие денег на закупки, в чем публично признался тот же Коболев. Денег нет буквально ни на что! Оператор газотранспортной системы страны, компания «Укртрансгаз» официально заявила о собственной неспособности рассчитываться по заключенным контрактам по поставкам топлива. Его объемов, закупленных ранее хватит для обеспечения «собственных производственно-технических нужд», то есть для поддержания ГТС в рабочем состоянии, буквально до 24 июня. Приехали…
Во время недавнего визита в Москву заместителя председателя Еврокомиссии Мароша Шефчовича среди различных встреч с высокопоставленными российскими чиновниками он провел переговоры с министром энергетики России Александром Новаком. Судя по той скорости, с которой сегодня российский газ поступает в Европу, они договорились обо всем самым прекрасным образом. Мерзнуть за Украину зимой 2020 года там точно никто не собирается – «нэзалэжной» придется делать это в гордом одиночестве.
Автор: Александр Неукропный
Свежие комментарии