В преддверии нового 2020 года и сенатского этапа процедуры импичмента в американском инфополе неожиданно всплыла тема предстоящих о новом договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений. Действующий договор, который можно (с натяжкой) считать последним эффективным ограничителем полноценной гонки вооружений между США и Россией истекает в 2021 году, и от президента США ожидают как минимум попытки его замены на некий аналог.
Издание The Hill приводит позицию типичного сторонника переговоров с Россией по вопросу нового договора — сенатора-демократа Боба Менендеза, который является лидером демократов в сенатском комитете по международным отношениям: «Я думаю, что следующий год критически важен… Администрация должна заниматься тем, что необходимо, чтобы начать процесс пролонгации, но я даже не уверен, верят ли они в пролонгацию договора».
Нельзя не связать этот интерес с заявлениями самого Трампа о возможных переговорах по вопросу ограничения вооружений, а также с письмом от Трампа, о получении которого сообщил Сегрей Лавров. По большому счету переговоры о торможении гонки вооружений — это единственная тема российско-американских отношений по которой еще возможен хоть сколь-нибудь продуктивный диалог, особенно после введения санкций против «Северного потока 2» и вероятного введения «адских санкций» в самом начале 2020 года.
Внимание демократов к этим переговорам можно объяснить двояко. С одной стороны, шансы на провал переговоров такого рода — очень высоки и это дополнительный повод обвинить президента США в некомпетентности. С другой стороны, все-таки есть вероятность того, что даже наиболее агрессивная часть демократического истеблишмента осталась под впечатлением от новых оружейных разработок России.
Более того, даже если на уровне западных мейнстримных СМИ к возможностям новых российских систем принято относиться скептически, вполне вероятно, что закрытые доклады Пентагона перед сенаторами и конгрессменами выглядят совсем не так обнадеживающе для Вашингтона.В этом случае, возможно, демократы и некоторые республиканцы руководствуются не партийными, а национальными интересами, а условное «воскрешение» в той или иной форме договора СНВ им нужно как прелюдия или база для более широких переговоров о всеобъемлющих ограничениях оружейных систем нового типа.
Ключевым препятствием к продуктивному диалогу вполне может стать принципиальное желание Дональда Трампа включить Китай в любые рамочные договоренности такого рода, но подключение официального Пекина к многостороннему диалогу такого рода — это гарантированное торможение процесса, который может в любой момент сорваться. Чрезвычайно скромные успехи президента США в переговорах с Китаем по торговым вопросам заставляют экспертов (и многих демократов) смотреть на перспективы таких переговоров крайне скептически.
«Эта настойчивость в привлечении Китая к переговорам — отвлекающий маневр», — заявил сенатор-демократ Крис Мерфи в интервью The Hill. «Это предлог, чтобы не заключать сделку. Китай не должен быть частью этого соглашения. У них все еще есть небольшое количество боеголовок по сравнению с США и Россией», добавил он.
Нельзя не заметить, что если бы демократы не создали до такой степени токсичной атмосферы вокруг любых дипломатических взаимодействий с Россией, то переговоры по линии Вашингтон-Москва могли бы быть намного более продуктивными. Но винить в предстоящих проблемах демократы и некоторые республиканцы могут только себя. Хотелось бы верить, что они сделают из этой ситуации соответствующие выводы на будущее, но, к сожалению, шансы на это очень невелики.
Свежие комментарии