Как новое дело о мошенничестве оппозиционера отразится на российской политике в 2021 году
В отношении оппозиционера Алексея Навального, а также «иных лиц» возбуждено уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК). Об этом сообщается на сайте Следственного комитета (СК). Политический сериал «Навальный» продолжается.
СК установил, что для реализации целей ряда некоммерческих организаций, среди которых «Фонд борьбы с коррупцией» *, «Пятое время года», «Фонд поддержки средств массовой информации» и другие, с физических лиц было собрано более 588 млн. рублей пожертвований.
Однако, Навальный, отмечает СК, «потратил из этой суммы более 356 млн. рублей на личные цели — приобретение личного имущества, материальных ценностей и оплату расходов (в том числе отдыха за границей)». Таким образом, собранные с граждан средства были похищены, делает вывод следствие.
«Помните, Алексей много раз говорил, что в результате его неудавшегося отравления дело возбудят против него самого… Как говорится, ЧТД (что и требовалось доказать — авт.)», — написала пресс-секретарь Навального Кира Ярмыш. Сам оппозиционер назвал дело «путинской истерикой».
Заочно отвечая на обвинение СК, соратник Навального Леонид Волков написал, что в сети штабов политика работает почти 200 сотрудников и все они — как и все сотрудники ФБК — получают зарплату из пожертвований, с которой выплачиваются налоги.
Ранее ФСИН потребовала от осужденного на условный срок Навального явиться в уголовно-исполнительную инспекцию 29 декабря, поскольку из опубликованного отчета берлинской клиники «Шарите» следовало, что он здоров.
Однако, Навальный не явился, сославшись на решение ЕСПЧ.О перспективах нового уголовного дела Навального «СП» рассказал адвокат и правозащитник Дмитрий Аграновский.
— Как я понимаю, Навальному вменяют то, что он собирал деньги на свою «президентскую» избирательную кампанию. Хотя никаким кандидатом в президенты он не являлся и не мог являться, так как у него судимость и по закону это невозможно. Собрав деньги, он стал их тратить на текущую деятельность ФБК.
То есть он сообщал людям заведомо ложные сведения. Что это как не злоупотребление доверием? Я удивлен, что с этим так долго тянули. О чем-то думали, колебались. Дело могло быть возбуждено гораздо раньше. Естественно, ничьей крови я не жажду, но факт есть факт.
Чем-то похожим, кстати, занимается Любовь Соболь, которая пишет в соцсетях, что она кандидат в депутаты Госдумы, хотя таковым не является. Правда, она пока еще не судима и формально препятствий для ее регистрации нет. Но все может измениться.
«СП»: — А вот журналист Татьяна Фельгенгауэр публично пишет, что она не имеет претензий к Навальному за расходование средств, которые ему регулярно перечисляла…
— Это может быть смягчающим обстоятельством. Но никак не влияет на преступность и наказуемость деяния.
«СП»: — Как вы объясняется задержку в возбуждении уголовного дела о мошенничестве, да и вообще особые условия, в которых отбывает срок Навальный?
— К нему двойственное отношение. Например, Сергей Удальцов — это абсолютный враг. Поэтому его кидают из тюрьмы в тюрьму (в данные момент Удальцов находится под административным арестом в спецприемнике — авт.). А Навальный для части нашей элиты враг, а для другой части очень даже друг. Поэтому у него все непросто.
Вообще, государство и право — это орудие классовых интересов. Они служат господствующему классу. А все остальное — это словоблудие, которое нам навязывает господствующий класс. А кроме того есть известная поговорка про «закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло». Право очень сложно, там можно найти решения на все возможные случаи.
«СП»: — Что будет, если Навальный не вернется в Россию?
— Последует ходатайство о его экстрадиции. Его, естественно, никто не выдаст. Он попросит там политического убежища. И его могут осудить заочно.
Социальный психолог Алексей Рощин считает, что образ Навального-политика в глазах россиян немного потускнел.
— С одной стороны, у Навального есть все предпосылки для политического успеха. С другой — время играет против него. Если бы он был начинающий политик, то можно было бы сказать, что у него все впереди и он постепенно завоюет популярность у избирателей. Но он уже лет 15 присутствует на федеральных подмостках. И по-моему, пик его популярности пришелся на 2013 год — выборы мэра Москвы. Тогда с ним было связано много ожиданий.
Сейчас, мне кажется, у него спад. Воодушевления он, скорее всего, не вызовет. При этом у него за годы сформировалась группа соратников, поклонников, готовых ставить лайки. Но она не растет или растет медленно. В этом смысле отравление, цинично говоря, могло стать стимулятором народного внимания к Навальному. У нас же люди любят гонимых. Но реакция публики была разочаровывающей. Никаких акций, митингов, «винтилова» не было.
Для Навального это печально. Ну, сколько можно ждать? Его политическую карьеру можно сравнить с ухаживанием за девушкой. Если нет любви с первого взгляда, есть надежда добиться ее благосклонности постепенно. Но это надо было сделать в разумные сроки: месяц, полгода, год. Но не десять же лет?! Если у девушки в ответ ничего внутри не зажигается, то есть какие-то серьезные причины есть для этого.
Хотя для политика самым объективным показателем симпатий людей является все же результат на выборах. Но на выборы его не допускают, а уличная поддержка не столь показательна.
По мнению политолога Дмитрия Еловского, Навальный еще попортит нервы российским властям.
— История Навального конечно будет иметь значение для российской внутренней политики в наступающем году. Он остается оппонентом действующего президента № 1 и уголовные дела только утверждают его в этой позиции. Система выбрала давление, считая, что это меньшее зло, нежели оставить оппозиционера в неприкосновенности. Стало ясно, что действия Навального находят отклик у какой-то части населения, а купировать его контрпропагандой не удается. Приходится использовать жесткие средства, чтобы влияние политика не расползалось дальше.
Потенциальный политический успех Навального будет зависеть от того, как будет складываться ситуация в стране. В первую очередь экономическая. Если люди будут беднеть, терять доходы, то влияние Навального уже трудно будет ограничивать. Он прекрасно сможет влиять на российскую политику из-за рубежа. Использование на выборах своих политических аватаров — сторонников при ухудшении ситуации в стране усугубит ситуацию. Люди, которые готовы их поддержать, пополнят число тех, кто не верит в честность, легитимность выборов.
Последствия такого отношения мы видели в усеченном виде в 2012 году. Но в случае плохой экономической ситуации это будет уже не протест хипстеров и белых воротничков, а более глубокие процессы, охватывающие регионы, глубинку. Причем, эти настроения могут выливаться в неполитические формы: латентную преступность, насилие и т. п. Непрофильные ведомства получат огромную нагрузку и не смогут с этим справиться. Это очень угрожающая история. Система власти может пострадать. Поэтому власть и пытается ограничить Навального уголовным законом.
* Министерство юстиции внесло Фонд борьбы с коррупцией, учреждённый Алексеем Навальным, в список иностранных агентов.
Свежие комментарии