Российские порты готовятся принимать белорусский экспорт нефтепродуктов
Этот вопрос сейчас обсуждается между двумя странами. Физический объем товарного потока оценивается в 3–4 млн тонн.
Речь идет о той части нефтепродуктов, которую Белоруссия отправляет через литовский порт Клайпеда, т.к. Лукашенко решил лишить Литву нефтяного транзита из-за помощи оппозиции.
Это не первая попытка двух стран договориться о транзите. В 2017 году был заключен первый экспортный контракт на поставку нефтепродуктов с транспортировкой через российские порты на 2018 год в количеств до 1 млн тонн. Однако же все осталось только на словах.
В 2018 году «Белорусская нефтяная компания» отправила морем через Россию всего 42 тыс. тонн нефтепродуктов, тогда как через Литву ушло более 1 млн тонн, через Латвию – почти 3 млн тонн, а через Эстонию – порядка 450 тыс. тонн.
В качестве главного аргумента в пользу портов стран Прибалтики белорусская сторона называла более короткое транспортное плечо. Утверждалось, что переориентация на российские терминалы повлечет за собой расходы примерно в $150 млн.
За первое полугодие этого года физический объем экспорта белорусских нефтепродуктов обвалился почти на 43% (до 3 млн тонн) из которых на морской экспорт в Великобританию и страны Евросоюза пришлось меньше половины. Поэтому обсуждаемый объем переброски белорусского экспорта нефтепродуктов в российские порты (3–4 млн тонн ) может даже с запасом покрыть его текущий поток.
Падение экспорта белорусских нефтепродуктов в стоимостном эквиваленте около $980 млн, или всего 36,7% от уровня за тот же период прошлого года.
Главная проблема транзита через Россию — раскрытие белорусской стороной информации о своих контрактах с Евросоюзом. Когда белорусский экспорт отправляется в Евросоюз через порты Литвы и Латвии, он оказывается в Евросоюзе сразу после пересечения белорусской границы, но после пересечения российской границы, «Белнефтехиму» придется раскрывать нам всю информацию о поставках.
Что может скрывать батька в своем европейском экспорте? Например, реэкспорт российских нефтепродуктов без оплаты экспортной пошлины в российский бюджет. Белорусская сторона грешит вывозом российского бензина то под видом битумных смесей, то по документам на растворители. Теперь же придется раскрывать карты под каким именно соусом делается реэкспорт. А российской стороне придется что-то с этим делать. Например, прекратить беспошлинные поставки некоторых видов товаров.
Проблем с инфраструктурой нет. Экспорт через Усть-Лугу будет более выгодным, чем через Клайпеду. Есть проблемы с нелегальным реэкспортом, на котором долгое время батька строил экономику Белоруссии. Большинство контрактов заключалось через офшоры. Понятно, что с российской стороны тоже были интересанты схемы. Один из них хорошо известен — это г-н Гуцериев.
Свежие комментарии