На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Украина: ни мира, ни войны

Вынесенная в заголовок фраза взята не с потолка

Любителям истории она немедленно напомнит о событиях столетней давности, когда во время переговоров о мире в Брест-Литовске, советская делегация во главе с Л. Троцким заявила о прекращении войны и, одновременно – об отказе от заключения мира.

Такая, казалось бы, парадоксальная позиция советского руководства, имела под собой глубокие основания, разбор которых, однако, не является темой данной статьи.

Вместо этого, предлагаю обратить внимание на саму суть такой тактики.

Что значит странная формулировка – «ни мира, ни войны»?

Если разобраться, то смысл прост: мир между сторонами невозможен, однако для продолжения – и уж, тем более, для победного завершения войны нет ни сил, ни средств.

К большому сожалению, приходится констатировать, что именно такая ситуация сложилась сто лет спустя в нашем родном Донецком крае.

Итак, буквально на днях исполнился ровно месяц со дня введения подписанных сторонами дополнительных мер по усилению действующего с 21 июля 2019 года бессрочного режима прекращения огня.

И результаты получаются, прямо скажем, противоречивые.

С одной стороны – последний месяц, пожалуй, и правда был несколько тише всех предыдущих, но вот с другой… можно ли назвать полностью спокойным месяц, в течение которого наблюдателями ОБСЕ было зафиксировано несколько сотен случаев нарушения режима прекращения огня?

Так, к примеру, в ежедневном отчете № 199/2020, опубликованном Специальной мониторинговой миссией ОБСЕ 21 августа 2020 года, о ситуации на линии соприкосновения в ДНР отмечается, что «СММ зафиксировала 153 нарушения режима прекращения огня (по сравнению с одним за предыдущий отчетный период).

А в таком же отчете от 23 августа 2020 года, говорится, что в период с вечера 21 по вечер 22 августа СММ зафиксировала 60 нарушений режима прекращения огня – при этом за предыдущий отчетный период таких нарушений зафиксировано не было.

Эти сухие цифры – прямое свидетельство того, что объявленное перемирие чрезвычайно трудно назвать действительно всеобъемлющим.

Но если покопаться в последних новостях республиканских и украинских СМИ, то можно выяснить любопытные вещи. Так, в ДНР и ЛНР к объявленному режиму прекращения огня относятся с изрядным скепсисом, зато в провластных украинских средствах массовой информации относительное затишье на фронте подается, как исключительная заслуга нынешнего украинского президента Зеленского.

Для чего это делается?

Ну, на этот вопрос ответили сами же украинские журналисты. Так, на днях в издании «Апостроф» вышло интервью эксперта украинского Международного центра перспективных исследований Николая Капитоненко, который считает, что таким образом президент Незалежной готовит задел на будущие выборы.

«Зеленский… приложил больше усилий [к перемирию – прим. автора]. Потому что сейчас выборы, ему нечего демонстрировать – и он сможет «продавать» перемирье, говоря, что он принес мир», — отметил он.

И в самом деле, на фоне отсутствия реальных успехов в экономике и социальной сфере, нынешней украинской власти ничего не остается, как пытаться набрать очки в глазах избирателей путем выпячивания хоть каких-то достижений… которые на поверку оказываются пустышкой.

И дело вот в чем.

Помимо договоренностей о, собственно, прекращении огня, месяц назад стороны также договорились о ряде дополнительных мер контроля перемирия, а именно: о запрете на дополнительное инженерное оборудование позиций, запрете на использование беспилотных летательных аппаратов, а также запрете на размещение тяжелого вооружения в населенных пунктах и их окрестностях.

И вот тут украинские военные решили не ограничивать себя ни в чем.

Хотя условия соглашения четко предписывали не вести масштабных инженерных работ по оборудованию позиций на линии соприкосновения после 22 июля 2020 года, командование ВСУ на всех уровнях этот запрет проигнорировало.

Дело приобрело такой размах, что на сложившуюся ситуацию отреагировал даже Глава Донецкой Народной Республики Денис Пушилин.

В частности, он отметил, что практически каждый день на протяжении всего месяца наблюдатели от ДНР в СЦКК фиксируют факты нарушений вооруженными формированиями Украины упомянутых выше дополнительных мер.

«Особое внимание вызывают позиционные нарушения ВФУ в районе населенного пункта Шумы, где противник продвигает свои укрепления (траншеи) к арке водовода «Северский Донец – Донбасс» с явным намерением укрепиться под ней, а также на пилотном участке разведения в районе Петровского, где СММ ОБСЕ фиксирует оборудованное после вступления в силу дополнительных мер новое укрытие на бывшей позиции вооруженных формирований Украины», — добавил Глава.

Если кому-то рытье траншей кажется недостаточно важным, то я проясню: противник не только укрепляет собственные позиции, но и продвигается вперед, занимая новые территории. Кроме того, занятие новых рубежей вполне может привести к тому, что после достигнутых договоренностей о разведении сил, подразделения ВСУ фактически отойдут не вглубь временно оккупированной территории ДНР, а всего лишь на текущие позиции.

Вообще говоря, по сути, сегодня мы видим ремейк «ползучего наступления», которое украинская армия пыталась исполнять во времена Порошенко.

Напомнить, чем это закончилось в прошлый раз?

Пожалуй, напомню. Попытки ВСУ полностью занять т.н. «серую зону» и выйти вплотную к позициям Народной милиции ДНР и ЛНР привели к резкой эскалации напряженности на линии соприкосновения, а также к серьезному росту количества боестолкновений по всей линии фронта.

В результате Порошенко получил немного пиара, а украинские семьи – новый поток гробов с их родными и близкими.

И если все продолжится в том же духе, то есть вероятность повторения такого сценария сегодня, в 2020 году.

Так, в своем заявлении от 28 августа, Глава ДНР предупредил, что украинской стороной в ближайшие дни должны быть предприняты активные действия по устранению допущенных нарушений и не позднее 3 сентября 2020 года – возврату позиционного расположения войск и укреплений к состоянию на 22 июля 2020 года. Об этом должен быть составлен соответствующий акт в СЦКК с утверждением СММ ОБСЕ при ее согласии.

«Если до 22:00 часов 3 сентября 2020 года такой акт мне не будет представлен, буду вынужден прибегнуть к крайней мере и, руководствуясь пунктом «е» Дополнительных мер, с целью недопущения дальнейших наступательных действий Украины в части продвижения в нашу сторону ее позиций и укреплений издать соответствующий приказ для подразделений Народной милиции на уничтожение траншей и укрытий ВФУ, дооборудованных или вновь созданных после подписания 22 июля 2020 года Дополнительных мер по усилению режима прекращения огня», — резюмировал Глава.

В свою очередь, командование Народной милиции ДНР отметило, что не будет безвольно наблюдать за фактическим наступлением противника.

«Согласно заявлению главнокомандующего Народной милицией Донецкой Народной Республики Пушилина Д.В. о недопустимости позиционных нарушений со стороны вооруженных формирований Украины, подразделения Народной милиции ДНР полностью готовы к действиям при получении соответствующего приказа на уничтожение траншей и укрытий ВФУ, дооборудованных или вновь созданных после вступления в силу 22 июля 2020 года дополнительных мер по усилению режима прекращения огня», — подчеркнул заместитель начальника Управления Народной милиции Эдуард Басурин.

Подводя итоги всего вышесказанного, можно отметить следующее: мир возможен только тогда, когда обе стороны желают его заключить.

В ситуации, когда Украина на самом деле не стремится к разрешению конфликта, а только не имеет возможности повернуть ситуацию в свою пользу, война никогда  не прекратится.

И если военно-политическое руководство Незалежной не будет следовать договоренностям о соблюдении перемирия, то Донецкая и Луганская Народные Республики не обязаны в ущерб себе идти на уступки Киеву.

А это значит, что всех нас ждет новый виток эскалации.

Николай Муравский

Ссылка на первоисточник
Рекомендуем
Популярное
наверх